Книга к 50-летию школы
Материалы об истории развития шахматного движения и школы из книг В.Г. Кузнецова и Марата Хасанова.
Как шахматы попали в Татарию?
Русский историк шахмат И. Т. Савенков (1846-1914) в об эволюции шахматной своей книге «К вопросу игры» (1905) полагал, что шахматы, продвигаясь из Ирана на север, могли прийти на Русь каспийско-волжским торговым путём. Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах нашей эры с приходом на берега реки скандинавов, известных по русским летописям как варяги.
Торговый путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги. Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха и мёд. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары».
Таким образом, версия И. Т. Савенкова о проникновении шахмат в Русь из Ирана, кажется весьма правдоподобной. А каким же образом шахматы проникли в Булгарию?
Есть две версии. Согласно первой, в Булгары шахматы попали напрямую из Ближнего Востока. Ведь булгарские купцы, достигнув Каспийского моря, высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр.
Волжские булгары вывозили зерно, коней, скот, меха, изделия из кожи, серебра, керамику. Меха продавались большими связками по несколько десятков штук, а иногда и тысячами. Русь экспортировала пушнину, воск, мёд, ремесленные изделия — мечи, кольчуги, замки, лен. Воск являлся ценным товаром из-за потребности в освещении и вывозился бочками или пудовыми кругами. Вероятнее всего, шахматы проникли к булгарам торговыми путями, по которым развивались их связи с народами Средней Азии. Чтобы объяснить вторую версию знакомства булгар с шахматами, придётся кратко напомнить кем были булгары.
Происхождение различных булгарских государств связано с государством хана Кубрата, располагавшимся на реке Кубань в Причерноморских степях в первой половине VII века. Потомки Кубрата разделились на несколько групп. Первая мигрировала в Камско-Волжское междуречье, чтобы образовать там Булгарское государство, подвластное Хазарскому государству. Другая группа осталась на Северном Кавказе (возможно, это были предки сегодняшних северокавказских балкарцев). Наконец, третья группа в VII в. переселилась на Балканы. Последняя образовала Дунайское Болгарское государство в союзе с местными славянскими племенами под властью хана Аспаруха (приблизительно в 681-700 гг.).
Придунайские болгары сохранили лишь некоторые следы своего первоначального тюркского языка и культуры, так как они вскоре славянизировались. Когда В 1912 году в селе Малая Перещепина, сегодня на Украине, была обнаружена могила хана Кубрата (600-665), наряду с огромными сокровищами из золота, серебра и предметов из Индии, Персии и Китая, была найдена и шахматная фигурка коня.
Нет сомнений, что сыновья хана Кубрата взяли в Волжскую Булгарию и всё отцовское незамысловатое культурное наследие, в том числе и шахматы. Ведь однажды научившись играть в шахматы, разучиться играть уже нельзя. В Национальном музее Республики Татарстан хранятся шахматные фигуры периода Волжской Булгарии. При раскопках в Булгарских городищах археологи обнаружили древние шахматные фигуры и игральную кость, которая являлась непременным атрибутом игры в чатурангу.
Таким образом, история шахмат на территории современного Татарстана, возможно, началась ещё в VII веке. Впрочем, историки не отрицают важное значение Волжской Булгарии в распространении шахмат на Руси.
У истоков шахматного движения в Татарстане
Первое упоминание о сыгранной в Казани шахматной партии, 7 сентября 1833 г. (все даты даны по новому стилю), связано с А.С.Пушкиным. Будучи в гостях у местного поэта и литератора Перцова Эраста Петровича, Александр Сергеевич сыграл с ним шахматную партию.
В ряде научно исторических источниках указывается, что во 2-й пол. XIX в. в Казани игра в шахматы получила широкое развитие, организуется шахматный кружок и первый официальный турнир прошёл в 1870 г.
Победителем первого официального матча на звание чемпиона Москвы по шахматам в 1899 г. стал уроженец Казани А.В.Соловцов
Именно Соловцову А.В. принадлежит запись первой опубликованной шахматной партии, игранной в Казани. Играя уверенно и энергично, Соловцов заставил своего противника, скрытого инициалами Э.Г.Б., сдаться на 26-м ходу. Эта партия была опубликована во «Всемирной иллюстрации»15 августа 1874 года
Соловцов А.В. (1847, Казань – 1923, Москва), один из сильнейших русских шахматистов, профессор Московской консерватории. В Москве с 1869. С 1877 президент московского Общества любителей шахмат. Почётный член Казанского Общества любителей шахматной игры.
Открытие шахматного клуба, учреждение и деятельность «Общества любителей шахматной игры» в Казани
Началом организованного шахматного движения в Казани можно считать официальное утверждение устава казанского «Общества любителей шахматной игры» и открытие шахматного клуба. Хронология события:
- 27 апреля 1884 обсуждается проект устава Казанского «Общества любителей шахматной игры»
- 2 августа 1884 был утверждён устав «Общества любителей шахматной игры».
- 12 августа состоялось общее собрание временного правления общества шахматистов под председательством П.П.Перцова.
- Клуб открывается с 1 октября 1884 г.
Фото 1. На заднем плане, слева от памятника Г.Р. Державину, двухэтажный особняк Булыгина на пересечении современных улиц Карла Маркса и Пушкина. Здесь по решению собрания Общества любителей шахмат, возглавляемого главой Казанской уездной земской управы Петром Петровичем Перцовым, и разместился шахматный клуб. ( в 1884 – 1894 гг.)
Фото 2. Тоже здание (совр. пл. «Свободы»).
В этом здании клуб просуществовал 10 лет, после чего переехал в дом Мергасова-Челышева.
Фото 3. Старинный дом купца И.Мергасова-Челышева. (Казань, ул. Воскресенская) С 1894 по 1917 годы в этом здании находился казанский шахматный клуб.
Фото 4. Это же здание в наши дни (Казань, ул. Кремлевская)
В 1909 г. в Казани с целью ознакомления потребителей с лучшими образцами продукции промышленности, сельского хозяйства России и зарубежных стран была проведена Казанская международная выставка. Руководство общества любителей шахмат инициировало организацию и проведение шахматного турнира, посвященного 25-летию казанского «Общества любителей шахматной игры» в период работы международной выставки. Победителем этого турнира стал один из лучших казанских шахматистов того времени — Николай Иванович Косолапов.
На фото участники первенства Казани, январь 1924 г. Победитель — Н.И.Косолапов (третий справа в верхнем ряду) был награждён большим серебряным бокалом.
А Лучшими казанскими шахматистами 1920-х гг. считались М.Н. Купенко, Д. И. Адо, Б.М. Констанский, А.А.Метельков, Е.Г.Геркен, И.Штейн, В.Ястржемский, Я.И.Винокур, братья А. М. и Е. М. Левитто, Н. Н. Нейков, А.Г. Хрусталев, М.М.Сегель.
Первым чемпионом Татарской АССР в год ее образования (1920) стал М.М.Сегель (1896-1996) Чемпион Казани 1921, 1923 гг., участник «Турнира городов» 2-го Всероссийского шахматного съезда (1923), Поволжских турниров (1924-1925), капитан сборной шахматистов Казани в 1930.
В 1948 был назначен судьей матча за звание мастера между Р.Г.Нежметдиновым и В.И.Микенасом – международным мастером из Литвы.
Оживление шахматного движения в Татарстане относится к середине 1920-х гг., на фоне активизации роли шахмат в Советском Союзе и под влиянием Первого Московского международного шахматного турнира 1925 г.
Одним из талантливых казанских шахматистов в начале тридцатых годов стал М. И. Ерёмин. Он был чемпионом Казани в 1931, 1933, 1935, 1936, 1937 годах. В 1932 году чемпионом Казани стал П. Колчурин, а Ерёмин довольствовался вторым местом. Зато в первенстве Казани 1933 года Ерёмин выиграл все 10 партий!
#История_нашей_школы
ШАХМАТЫ В КАЗАНИ, 1950 – 1975 гг.
В пятидесятые годы прошлого века в Татарии функционировало много спортивных обществ (ДСО): Динамо, Спартак, Урожай, Пищевик, Буревестник. В каждом ДСО проводились соревнования по шахматам, собирающие большое количество спортсменов. Часто практиковались соревнования шахматистов в Спартакиадах ВУЗов, при этом в составе команд было обычно 8 человек.
Первыми кандидатами в мастера стали Волошин В., Э. Валеев, Дамский Я. (все КГУ). Отмечу, что этого звания они добились на выезде, играя за команду Татарии.
В команде КАИ играли перворазрядники В. Конюхов, В. Мельников, Ю. Варзаносов., Куликов С., Халитов И.
За КХТИ играли Г. Закирзянов, В. Кузнецов, Ф. Садыков, А. Проскрянов, В. Павлов, Ф. Галимов. Позже на смену им пришли Н. Мухамедзянов, Д. Иоффе, В. Мягченков, Т. Юсупов.
В команду КГУ в разные годы входили А. Швецов, М. Зигангареев, А. Шкуро, Д. Яблоков, Н. Гизатуллин, П. Костромин, три брата Тимербаевы.
Пятидесятые годы (1953-1960) прошли под знаком превосходства сначала команды КАИ и затем КХТИ. Но с завершением учёбы ведущих шахматистов инициативу в первенствах перехватили шахматисты КГУ.
Из некоторых вышеперечисленных шахматистов постепенно в дальнейшем сформировалась группа кандидатов в мастера.
Отмечу, что ранее часто практиковались встречи городов. Например, к нам приезжала команда г. Чебоксары (1953 г.). Тогда на первой доске за Чебоксары играл молодой талант, мастер спорта Сергиевский. Казанская молодая команда во главе с Волошиным В.М. выезжала в город Йошкар-Олу. В Бугульме состоялась встреча молодёжной команды Казани со сборной города. Тогда в составе Бугульмы играли Ю. Ждярский, С. Султанов, М. Манюшев. Команда КХТИ выезжала на встречу с командами г. Молотов (ныне Пермь) и Йошкар-Олы (1956/1957 rr.)
Все новости шахмат регулярно освещались в прессе. Читаем газете « Советская Татария»: «….IX первенство ТАССР по шахматам закончилось победой неоднократного чемпиона республики В. Волошина» это был 1958 г.
В 1964 г. впервые в Казани был организован турнир с приглашением мастеров Соловьёва (Москва) и Сергиевского (Чебоксары) с нормой кандидата в мастера. К сожалению, в этом турнире ни один претендент на это звание не смог выполнить заветную норму.
Постепенно круг кандидатов в мастера расширялся и норма к/м стала характерной для первенств РТ и Казани.
В 1964 г. в первенстве Казани к/м стали Г. Закирзянов и В. Кузнецов, а в первенстве ТАССР норму кандидата в мастера выполнил М. Манюшев (Бугульма). Как отметил Р.Г. Нежметдинов в своей статье в «Советской Татарии» 2.04.1964, посвящённой закончившемуся чемпионату ТАССР, Манюшев — первый из иногородних шахматистов, выполнивший норму КМС.
В 1965 г. первенство ТАССР стало одновременно зоной РСФСР. В этом турнире уже играли 8 к/м и 2 мастера. Норму к/м выполнили В. Николаев и Е. Сабаев.
Впервые отмечено участие талантливого школьника Архипова Анатолия, который в течение последующих 10 лет стал крепким кандидатом в мастера, победителем Всесоюзного турнира кандидатов в мастера, претендентом на звание мастера.
В восьмидесятые годы прошлого века Ярким представителем шахмат РТ стал Габдрахманов Р.А., который пять раз становился чемпионом РТ, бронзовым призёром первенства СССР среди молодых мастеров, международным мастером в 2001г.
О формировании сборной команды ТАССР. Изначально Р.Г. Нежметдинов всегда причислял к сборной Ю. Ждярского, В. Фомина, В. Курганова. Конечно, в составе команды были Волошин, Валеев, Дамский, Сатонина, Чмутова. В дальнейшем в состав команды входили Ф. Ахметзянов, Г. Закирзянов, В. Прыгунов.
В те годы в Казани работали кружки при домах пионеров, клуб шахмат на ул. Баумана, отдельные кружки и секции в районах Казани (стадион «Тасма», клуб на ул. Лядова, клуб 40 завода, кружок в Доме учителя (тр. Цыбулевский) и др.
Но на фоне таких мелких шахматных кружков не было объединяющего начала. Таким началом в 1975 г. стала шахматная школа №10 под руководством Ф.С. Прохорова, впоследствии преобразованная в ЦСДЮШШОР им. Р.Г. Нежметдинова.
РАЗВИТИЕ ШАХМАТ В ТАТАРСТАНЕ В 1975-2015 гг.
1975 г. в Казани открылась детско-юношеская спортивная шахматная школа № 10, директором которой стал Прохоров Фридрих Степанович. Надо отметить, что всю организацию школы проводил именно он. Это выбор, а фактически поиск помещения для школы, это инвентарь: столы, стулья, шкафы; это кадры, это набор учеников, это финансирование, это регистрация новой организации в определённых документах и т.д.
В первое время школа размещалась в деревянном особняке на улице Зои Космодемьянской, затем трижды переезжала то на улицу Тукаевскую, то на улицу Баумана, то в здание бывшей четвёртой школы, занимавшей трёхэтажный особняк бывшего дворянского собрания на улице Бутлерова, где и находится и в настоящее время.
Тренерами — преподавателями в школе стали работать Евгений Сабаев, Абрам Лившиц и ряд других сотрудников, имеющих высокую шахматную квалификацию кандидата в мастера. Довольно скоро школа зарекомендовала себя на российской арене. Директора школы уважительно звали «отцом Фёдором», хотя ему тогда не было и 40 лет. В шахматном журнале была опубликована статья Я. Дамского о нашей школе и её руководителе «отце Фёдоре». В то время не было компьютеров, и шахматисты, готовя шахматные материалы к изданию, или просто к занятиям, рисовали диаграммы, наклеивая на них бумажные шахматные фигурки. В девяностые годы, спустя пятнадцать лет со дня образования ДЮСШ No10, он перешёл здесь же на работу инструктором — методистом. Его давняя мечта свершилась: в 1997 году была издана наша совместная небольшая, но очень информативно-насыщенная книга под названием «Учебно-методическое пособие по обучению юных шахматистов элементам тактики» (часть первая )». Вторую часть написать не успели.
Фёдор Степанович был весьма авторитетным шахматным судьёй — арбитром всесоюзной категории, выезжал на судейство соревнований высокого ранга, в том числе и международных.
Как-то Рашид Гибятович Нежметдинов высказал интересную мысль, заключавшуюся в том, что выполнить норму гроссмейстера по шахматам все равно, что защитить кандидатскую диссертацию. Он имел в виду тот труд, который вкладывается в её выполнение. Он не стал гроссмейстером, но играл в силу гроссмейстера. Лишь спустя двадцать два года воспитанник тренера Волошина В.М. Ильдар Ибрагимов первым из Татарстана стал международным гроссмейстером (1993 г.). В восьмидесятые-девяностые годы стал сказываться труд наших тренеров:
1987 г.— Алиса Галлямова стала чемпионкой мира до 16 лет
Тамара Чистякова — чемпионка Европы 2000 г., чемпионка мира до 16 лет (2002 г.);
Артём Ильин стал победителем в Кубке России (2004 г.), поделил 1-7 места в чемпионате Европы, выполнив норму международного гроссмейстера.
Артём Тимофеев в 2003 г. стал международным гроссмейстером; он победитель и призёр многочисленных турниров.
О значительной роли Наиля Ибрагимовича Мухамедзянова в развитии шахмат в Татарстане можно говорить однозначно и только категорически положительно. Он успел за короткое время провести восемь международных турниров с нормой мастера. Следует признать, что организация турниров была на высоком уровне, и зарубежные шахматисты с удовольствием посещали наш город.
Мухамедзянов Н.И. проводил переговоры с гроссмейстерами о переезде их в Казань.
В нашу республику приехали действующие гроссмейстеры Рублевский С., Харлов А., Заяц Е., маститый тренер, гроссмейстер Панченко А., давшие новый толчок к развитию шахмат в Татарстане: матч Татарстан — Европа (2001 г.), собравший небывалую для шахмат аудиторию болельщиков, успешные выступления наших взрослых и молодёжных команд в высшей лиге страны, матч 2003 г. В. Корчной — А. Тимофеев, после которого Артём, поверив в свои силы, выполнил в том же году норму международного гроссмейстера.
19.08.1977г. на турнир в Казань приехал Михаил Таль, который дал сеанс одновременной игры на 26 досках. Собрался очень сильный состав участников (26 досок), включающий значительное количество кандидатов в мастера. Предварительно М. Таль выступил с лекцией на тему текущих шахматных событий, а потом дал сеанс, результаты которогобыли далеко не в нашу пользу. Сделали ничью Волошин Л. (будущий гроссмейстер), сотрудник института Хрустов В. и Кузнецов В. Выиграли сотрудник патентного отдела института Казани техфотопроект Зарипов. Д. и сильный казанский кандидат в мастера Демидов В. Итак, общий счёт встречи 22,5:3,5 в пользу сеансёра.
Интересно было наблюдать, как ведут себя во время сеанса гроссмейстеры и мастера. Лилиенталь А., например, просто был в восторге, когда ему задали вопрос не о проведении первенства мира по шахматам, а о его личной партии с экс-чемпионом мира Капабланкой, которую он выиграл блестящей жертвой ферзя. Он сказал, что мало кто помнит эту партию, и показал её нам с подробными комментариями.
В ноябре 1977 года М. Таль вновь по приглашению Мухамедзянова приехал в Казань и сыграл в первенстве ТАССР по блицу, уверенно победив. Тот период был активно насыщен соревнованиями самого различного уровня. Сегодня можно сказать много хороших слов в адрес Набережных Челнов. На первенство ТАССР приезжали шахматисты со строящегося КАМАЗа: горный маркшрейдер, строитель, инженер-проектировщик. Это были новые люди Челнов, но очень прилично играющие в шахматы, но это были не шахматные профессионалы.
С приездом в Набережные Челны шахматного профессионала В.И. Гончарова шахматная жизнь резко оживилась. Городские власти и завод КАМАЗ построили 1 отдельное здание шахматно-шашечного клуба, который четыре раза (1988, 1989, 1990, 1997г.г.) был признан Спорткомитетом СССР и России лучшим клубом страны.
На базе клуба были проведены крупные международные и всесоюзные соревнования. В массовых и классификационных турнирах ежегодно участвовало до 3000 человек (1980-1992 г.г.).
Особое место в шахматной истории Татарстана принадлежит Рашиду Гибятовичу Нежметдинову.
Нежметдинов Р.Г. (15.12.1912, г. Актюбинск – 3.6. 1974, Казань).
C шахматами Рашит познакомился в 1923 году. В 1926 году, участвуя в первенстве города по шахматам среди пионеров, он выиграл все пятнадцать партий. Приз за победу ему вручил старший вожатый городского пионерского отряда. Это были лыжи.
Чемпионом Казани среди школьников Рашит становился ещё 2 раза – в 1928 и 1929 годах. В 1927 году Рашит с самодельными шахматами стал посещать клуб работников речного флота, где он сыграл в турнире любителей и занял 6 место из 12.
В 1928 году Нежметдинов участвовал в малом чемпионате Казани, но набрал только 7 очков из 15 и в финал не попал.
В 1929 году он победил во всетатарском национальном турнире и получил второй разряд. В финал первенства Казани без отбора допускались только перворазрядники, поэтому Нежметдинову пришлось участвовать в полуфинале – малом чемпионате Казани, стартовавшем в декабре 1929 года.